Историческая справка.
Каратэ – в оригинальном переводе «китайская рука» – как система сложилась на острове Окинава (архипелаг Рюкю) в 14–18 вв. на основе техники китайского бокса цюань-фа («учение кулака») – одного из китайских боевых искусств. На Окинаве дважды за период 14–17 вв. вводился государственный запрет на ношение и хранение оружия. Нарушение запрета сурово каралось. Подобное положение вынудило население острова искать средства самозащиты без оружия, а знакомство с цюань-фа позволило разработать собственную систему боя, дающую возможность безоружному человеку на равных противостоять вооруженному противнику.
Впоследствии иероглиф «кара» – «китайский» был изменен на сходно звучащий, но имеющий другой смысл иероглиф «кара» – «пустой». Гитин Фунакоси (1868–1957), известный мастер и популяризатор каратэ, так объяснил смысл этой замены: «Как полированная поверхность зеркала отражает все, что находится перед ним, а тихая долина разносит малейший звук, так и изучающий каратэ должен освободить себя от эгоизма и злобы, стремясь адекватно реагировать на все, с чем он может столкнуться. В этом смысл иероглифа „пустой"». Позже появилось и понятие «до» – «дорога», в философском понимании путь, направление, жизненная позиция бойца, суть которой заключается в постоянном совершенствовании тела и духа.
В начале 20 в. искусство каратэ вышло за пределы клановых семейных школ Окинавы и быстро завоевало всю Японию, чему во многом способствовала бурная деятельность Фунакоси, который читал лекции в университетах, организовывал группы по изучению каратэ, сам демонстрировал его приемы. В 1936 Фунакоси открыл школу, получившую название Сётокан («дом сосен и волн»), где начал преподавать стиль, названный именем школы. Со временем стиль Сётокан стал классическим стилем каратэ. Для него характерны низкие стойки, короткие и резкие удары, но скорее быстрые и точные, чем сильные. Движение бедер является ключом к правильному выполнению всех приемов. Оборонительное движение одновременно является и контрударом.
Параллельно с развитием стиля Сётокан формировались другие стили каратэ, основными из которых стали Сито-рю, Годзю-рю и Вадо-рю. Стиль Сито-рю был создан в середине 1930-х годов мастером Кенва Мабуни (1893–1957). В данном стиле большое внимания уделяется тщательности выполнения приемов. Важную роль играют также скорость и опережение противника, как в атаке, так и в обороне. Стиль Годзю-рю («сила и мягкость») был основан мастером Тёдзюном Мияги (1888–1953). Будучи человеком физически очень сильным, Мияги в своем стиле сделал основной упор на мощность и жесткость. Характерные черты стиля – высокие стойки, медленные, «тяжелые» движения, мощные проломные удары. Хироноро Оцука (1892–1982) создал стиль Вадо-рю («путь мира»). В отличие от предыдущих, этот стиль является чисто японским. Влияние китайской и окинавской техник в нем практически незаметно, а ряд приемов заимствован из джиу-джитсу. Ставка здесь делается на ловкость. В стиле используются обманные движения и уходы вместо прямолинейности и жесткости.
После военного поражения Японии в 1945 американские оккупационные власти запретили все японские боевые искусства за исключением каратэ, которое считалось всего лишь разновидностью китайской гимнастики. В 1948 была создана Японская ассоциация каратэ (JKA) во главе с Фунакоси, объединившая ведущих специалистов этого вида единоборств. С этого времени каратэ стало развиваться и как система самозащиты, и как вид спорта. Со временем каратэ становилось все более популярным во всем мире.
В настоящее время существует огромное количество организаций и федераций каратэ, объединяющих различные направления и стили. Крупнейшими международными организациями являются: JKA/WF (Японская ассоциация каратэ/Всемирная федерация), WKC (Всемирная конфедерация карате), WUKO (Всемирный союз организаций каратэ), WKF (Всемирная федерация каратэ) и многие другие.
Следует отметить, что наличие многих стилей и отсутствие единых правил соревнований мешает каратэ стать олимпийским видом спорта.
Подготовка каратистов.
Тремя основными составляющими в подготовке каратистов являются кихон, ката и кумитэ.
Кихон
– отработка базовых приемов каратэ методом многократных повторений.
Ката
– комплексы сложно координированных движений, имитирующих приемы каратэ. Движения в ката выполняются одно за другим в строго определенной последовательности. Каждый стиль карате имеет свои наборы ката. Кроме того, ката с одинаковыми названиями в разных стилях могут значительно различаться. Ката часто называют боем с тенью.
Кумитэ
– работа с партнером, спарринг. Во время кумитэ отрабатываются навыки ведения реального поединка.
Важное значение в тренировочном процессе каратиста занимают гимнастические упражнения, направленные на развитие мышц и сухожилий. Для увеличения пробивной способности удара используют подвесные мешки с песком и «макивару» (небольшой, плотно сплетенный сноп соломы, прикрепленный к упругой доске), а для тренировок и укрепления выпрямленных пальцев рук применяются ящики с сухими бобами, мелкой галькой или песком.
Помещение для занятий каратэ – «додзе» (дословно: место, где следуют пути) – имеет простой, не покрытый ковром деревянный пол. Учащиеся тренируются без обуви. Традиционный костюм каратиста («каратэ-ги») представляет собой просторные, изготовленные обычно из белого полотна куртку и штаны, а также длинный пояс из хлопчатобумажной ткани. Цвет пояса определяет уровень подготовки каратиста. Новички носят белые пояса. Цветные пояса являются последовательными шагами («кю») к черному поясу – отличительному признаку по-настоящему искусного бойца. В свою очередь черные пояса также подразделяются на различные степени («даны») в зависимости от уровня мастерства каратиста. Большинство школ каратэ ограничивается в обучении своих учеников уровнем черного пояса восьмого дана.
Соревнования.
Соревнования по каратэ проходят в двух независимых зачетах: по ката и по кумитэ.
В соревнованиях по ката спортсмен выполняет тот или иной ката, а судьи выносят оценки за качество исполнения. Соревнования по кумитэ – это спортивные поединки, которые проводятся согласно определенным правилам. Правила соревнований определяет та организация, в рамках которой проходит данный турнир. Мужчины и женщины соревнуются раздельно как в ката, так и в кумитэ.